История фотографии. Глава 9. Джордж Истман.

 

История фотографии от первых дагерротипов до цифровых камер. Глава 9. Джордж Истман.


=================



Фото Джорджа Истмана (1854-1932). Река Дженеси, Рочестер, шт. Нью-Йорк. Ок. 1877. Амбротип.

 Для того, чтобы понять историю фотоаппарата в контексте его универсального проникновения в жизнь современного мира, лучше всего отступить назад и приглядеться к одному человеку.

Полная биография Джорджа Истмана пера Элизабет Брейер рассказывает о том, как в 1877 году, молодой успешный банковский служащий заинтересовался покупкой земли в Санто Доминго. Он запланировал поездку туда и хотел сфотографировать свою будущую собственность. “Путешествие в Испаньолу так и не состоялось” – напишет она, но затем цитирует Истмана: “Готовясь к поездке я полностью погрузился в мир фотографии. За 49 долларов 58 центов купил камеру 5 на 8 дюймов, треножник, палатку для лаборатории плюс ещё 24 фотопринадлежности”. Автор биографии продолжает: “В то время в Рочестере была лишь парочка любителей фотографирования. Тонкости ремесла, как считалось, были доступны только профессионалам.


Снимок неизвестного фотографа. Интерьер ателье фирмы Кодак Лтд, Хэрроу, Англия, ок. 1900. Между 1895 и 1905 гг. большинство снимков, сделанных камерой Кодак, проявлялось при дневном свете в ателье, подобных этому. 

Истман с самого начала прослыл преуспевающим и осмотрительным молодым человеком. К 1881 году, в возрасте 27 лет, он купил матери дом. Ухаживая сразу за несколькими местными красавицами, он уверенно двигался по лестнице банковской карьеры. Но когда подошло время повышения в должности, его обошли в пользу родственника одного из начальников. Истман уволился и направил свой деловой интерес на изготовление фотопластин, чем до этого уже занимался на досуге. Он читал соответствующие периодические издания на эту тему, наносил слои светочувствительного материала на мокрые пластины на кухне у матери и экспериментировал с сухими пластинами.

 

Дальновидность Истмана

 

Оглядываясь на его биографию мы видим, что он вначале интуитивно почувствовал, а потом сумел разумно разглядеть большие перспективы фотографии. 

В течение следующих 19 лет он держался за концепцию рулонной плёнки и проектировал под неё камеры. 

Он придумал название Кодак. 

Учредил вертикально интегрированную фирму, вскоре ставшую моделью масштабного экономического развития. 

Нанял на службу блестящих профессионалов, большинство из них закончило МИТ (Массачусетский технологический институт). 

Истман хорошо относился к своим наёмным работникам и все силы направил на развитие бизнеса, огромный потенциал которого сумел разглядеть. 

На иллюстрации: Дж. Истман. Патент на Метод и аппарат нанесения светочувствительного слоя на пластины для целей фотографирования. 1880 год.

Камера Истмана Interchangeable View (5 x 7). Ок. 1885 г. Компания Eastman Dry Plate & Film. Рочестер, шт. Нью-Йорк. 

Камера с взаимозаменяемым видом получила своё название из-за того, что её задняя панель и узел фокусировочного меха могли отделяться от ложа и передней панели и заменяться на приспособления другого размера. 

Таким образом можно было приобрести несколько форматов за цену более низкую, чем понадобилось бы заплатить за покупку разных камер разного размера.

Изящный корпус изготавливался из красного дерева, а приспособления были выполнены из лакированной меди. 

Фотоаппарат предлагал двойной задний сдвиг и позволял производить двойные фронтальные подъёмы. Камера самого малого формата, 4 1/4 на 5 1/2 дюйма стоила 26 долларов, а самая большая, размером 20 на 24 дюйма продавалась за 100. Дополнительные задники шли от 13 до 50 долларов.

Камера Кодак с цилиндрическим обтюратором. 1888 год. Изготовитель Компания Eastman Dry Plate & Film. Рочестер, шт. Нью-Йорк.

В 1888 году мир стал учиться произносить новое слово, вначале означавшее не фирму, а всего лишь вот такие коробки, которые можно было держать в руках. 

Их изготавливал Фрэнк Браунел из Рочестера для компании Eastman Dry Plate & Film, также располагавшейся в городе Рочестер. 

Название придумал сам Джордж Истман и, как говорили, он настаивал, чтобы оно писалось с двумя К. 

Как он считал, такая орфография являлась более запоминающейся и делала слово легко произносимым на многих языках.

Снимок неизвестного фотографа с уличной сценкой марширующих солдат. Ок. 1888 г. Альбуминовый отпечаток.

25 долларов, за которые она вначале продавалась, были значительной суммой по тем временам, но фотоаппарат включал готовый рулон плёнки, достаточный для съёмки сотни круглых снимков 2 1/2 дюйма в диаметре. 

После экспонирования камеру с плёнкой привозили в Рочестер на фирму, где всё проявлялось и печаталось, плюс снабжалось новым рулоном плёнки. 

Всё удовольствие обходилось в 10 долларов.

 Такое удобство пользования стало главным двигателем торговли и вскоре Истман рекламировал свой товар с помощью лозунга “Вы нажимаете на кнопку, мы делаем всё остальное.”

 Эта камера была предшественницей фотоаппаратов типа “наводи и снимай”, и фирма Кодак революционизировала фото рынок благодаря удобству в обращении и избавлению от возни в фотолабораториях.

 Став первой камерой с использованием рулонной фотоплёнки, она прославилась лёгкостью обращения с ней. Строя репутацию, к концу 1889 года Джордж Истман представил измененную версию первоначального Кодака под названием N 1 а также три новых модели под этой маркой. Все они заправлялись прозрачной плёнкой Истмана.


Фредерик Чёрч. Д. Истман с камерой Кодак на борту парохода “Галлия”. Февраль 1890 г. Альбуминовый отпечаток снимка камеры Номер 2.

Эти первые аппараты Кодак ознаменовали начало фотографии как инструмента для хобби, доступного простолюдину.

Даже более важным фактором, чем суммы продаж, явилась роль, сыгранная Кодаками в становлении того, что стало впоследствии, то есть начиная с 1892 года, компанией Истман Кодак – первым международным концерном, предлагавшим фотографии как конечный продукт.

 Очень скоро модели аппаратов Кодак выстроились в казавшуюся бесконечной линию нововведений, предлагавших всё больше характеристик и разнообразие форматов.

Название Кодак стало неразрывно связываться с растущей популярностью любительской фотографии.


Реклама компании Истман Кодак, 1889 год.

 


Оборотная сторона оригинального снимка камерой Кодак.

 Неизвестный фотограф. Работницы компании Истман Кодак собирают фотоаппараты. Ок. 1903. Серебряно-желатиновый отпечаток.

 Камера Кодак Nо 1. 1889 год. Изготовитель Компания Eastman Dry Plate & Film. Рочестер, шт. Нью-Йорк.

 

Одновременно с выпуском в конце 1889 года Кодака Nо 2, большей по сравнению с оригинальной камерой, была предпринята модификация первоначальной модели, которую ретроактивно назвали Кодак номер один. 

Самым значительным новшеством была замена сложной детали – цилиндрического обтюратора на более дешёвый секторный обтюратор вместе с небольшими изменениями в конструкции затвора (обтюратора). 

Начиная с конца 1889 года, прозрачная рулонная плёнка на нитратной основе вышла на рынок, и все камеры с первой по четвёртую модель, включая разновидности “джуниор” (Nо 1, Nо 2, Nо 3, Nо 3 Jr, Nо 4, Nо 4 Jr) отныне продавались в комплекте с ней. 

Тонкая плёнка заменила более сложную для обработки Американскую плёнку Истмана (с бумажной подложкой). В каталоге компании на 1890 год, аппарат Nо 1 рекламировался как “оригинальный Кодак, который всегда будет служить фотографическим блокнотом”. Аппарат так и остался с производительностью в 100 снимков в 2 1/2 дюйма в диаметре и с ценой в 25 долларов. Всего было изготовлено 10000 кмер Кодак Nо 1.

 



 Этот фотоаппарат был одним из нескольких во владении тогда лейтенанта Роберта Эдвина Пири, которые он брал в свою гренландскую экспедицию. Выпущенная на рынок в 1889 году по цене 50 долларов она делала от 48 до 100 снимков размером 4 на 5 дюймов и весила 4 1/2 фунта. Тем не менее, документы фирмы описывали её как “значительно меньшей по размеру из всех камер, делающих одиночные снимки”. Аппарат был снабжён затвором мгновенного действия, поворотными стопорами, переменной скоростью затвора, рельсовым фокусом и двумя отверстиями для треноги – одно для горизонтального, другое для вертикального кадра.

Камера Luzo. 1889 год. Изготовитель Компания Eastman Dry Plate & Film. Рочестер, шт. Нью-Йорк.

 


 

Большой успех компании Истмана в выпуске Кодаков, ознаменовавший 1888 год, убедил производителей в том, что будущее – за рулонной плёнкой. 

Генри Реддинг спроектировал камеру Лузо под плёнку Кодак, но усовершенствовал аппарат, изменив месторасположение веретен для пленки, что позволило сократить размеры корпуса. 

Аппарат также включал в себя зеркальный видоискатель, чего до этого не хватало камерам Кодак. 

Камера Реддинга, производимая лондонской фирмой Дж. Робинсон и сыновья изготавливалась в основном из испанского красного дерева.

Механизм внешнего затвора имел простой секторный дизайн и приводился в движение резиновой кольцевой лентой. 

Как и Кодак, Лузо делал 100 снимков на один рулон, но в отличие от первого, обработку отснятого материала производитель не осуществлял, что было не очень удобно фотографам-любителям.

Эскопет (Escopette). Ок. 1888. Изготовитель Э.В. Буассонас. Женева, Швейцария.


Кодак образца 1888 года приобщил к фотографированию множество людей и породил возникновение разнообразных моделей фотоаппаратов, спроектированных под рулонную фотоплёнку.

Швейцарский изобретатель Альберт Дарье воспользовался доступностью 70-мм рулона плёнки Истмана и в том же 1888 году соорудил свою камеру под названием Эскопет (так называлась французская гладкоствольная винтовка). 

Приятный на вид корпус из цельной древесины скреплялся соединениями типа “ласточкин хвост” и вмещал рулон плёнки на 110 снимков, передвигавшийся с помошью заводного механизма. В металлическом носике в форме бутылки размещался сферический затвор и перископный объектив Стайнхайла с фокусным расстоянием 90мм и диафрагмой f/6. Скорость срабатывания затвора регулировалась ребристым колёсиком – трещоткой, которое закручивало пружину всё туже с каждым кликом. Медный ключ под трещоткой служил для взвода затвора, который задействовался пальцем фотографа, нажимавшим на спусковой крючок. Саму камеру можно было держать за рукоятку, похожую на пистолетную. Она же становилась частью настольного штатива, когда выдвигались две регулируемые по длине ножки спереди аппарата. Для придания большего свойства с огнестрельным оружием металлические части делались воронёными или их лакировали. Камеры Дарье производства Буассонас продавались за 190 швейцарских франков.

Аппарат Кодак модели А – Daylight. 1891. Изготовитель – компания Eastman. Рочестер, шт. Нью-Йорк.

Аппараты этой модели были чуть больше по размеру, чем модель 1 и давали 24 кадра размером 2 3/4 на 3 1/4 дюйма на специальной рулонной плёнке. 

Её можно было заряжать при дневном свете, так как она была завёрнута в картонные патроны и в чёрную ткань-кожзаменитель. 

Роскошный обшитый кожей деревянный корпус вмещал струнный секторный затвор, присущий предыдущим моделям. 

Каталог фирмы Кодак на 1892 год рекламировал фотоаппарат путешественникам и туристам как “самую маленькую камеру, делающую хорошие карточки” с “преимуществами, которых не имеют другие камеры”. Прибор стоил 8 с половиной доларов, а набор для проявки и печати фотографий продавался за полтора доллара. 

Ординарные модели камер Кодак А, В и С. 1891 год. Изготовитель – компания Eastman. Рочестер, шт. Нью-Йорк.

 

 Model A Ordinary Kodak               Model B Ordinary Kodak               Model C Ordinary Kodak

Все три модели ординарных камер были представлены Истманом в 1891 году. Как и во всех предыдущих, плёнка в них вставлялась в темноте. Модель А легко отличалась от других своим “простым” деревянным корпусом и отсутствием встроенного видоискателя. Спроектированная как “молодёжный Кодак”, она рекламировалась в каталоге 1982 года такими словами: “Любой парень или девушка, начиная с 10-летнего возраста, может легко снять великолепные фотографии”. Объектив с фиксированным фокусом (всегда на резкости) и отметки в форме буквы V на корпусе аппарата помогали в фокусировке и компонировании снимков. Камера стоила 6 долларов, то есть была на 2,5 доллара дешевле люксовой модели.

Модель В в корпусе из отделанного дерева включала в себя видоискатель и струнный секторный затвор с отделявшейся передней панелью и фетровой крышкой объектива. Она была к тому же снабжена вращающимися стопорами объектива, “специально для тех молодых людей, кто хочет иметь картинку побольше”. При продажной цене в 10 долларов камера была предварительно заряжена плёнкой на 24 кадра каждый размером 3 1/2 на 4 дюйма.

Самый крупный из ординарных Кодаков аппарат модели С был в таком же деревянном корпусе и был снабжён фокусировочным рычагом, имел переменную скорость затвора и два видоискателя. Кроме прочего, рулон плёнки снимался и заменялся на держатель стеклянных пластин. Он стоил 15 долларов и рулон плёнки был рассчитан на 24 кадра для производства карточек 4 на 5 дюймов. Как и прочие ординарные Кодаки, эта камера была снята с производства в 1895 году.

Фотоаппарат Kamaret 1891 год. Изготовитель – компания Blair Camera. Бостон. Массачусетс.

Камарет или Камаре представлял собой фотоаппарат в обтянутом кожей деревянном корпусе, способный произволить 20, 50 или 100 изображений размером 4 на 5 дюймов как на рулонную плёнку так и на сухие пластины.

Он рекламировался как “Камера размером на треть меньше, чем любая другая такой же производительности”. 

Это, со всей очевидностью, было сравнение с появившейся на рынке камерой Кодак No 4.

Уменьшение размера стало возможным благодаря запатентованному Блером методу сбережения пространства посредством размещения плёночных веретен перед плоскостью плёнки. 

Первоначальная цена в розницу составляла 40 долларов.

Фотоаппарат Складной Kодак номер 4. 1893 год. Изготовитель – компания Eastman. Рочестер, шт. Нью-Йорк.

Эта усовершенствованная модель Кодака No 4 делалась Фрэнком Браунеллом для фирмы Истмана и предлагала несколько улучшений по сравнению с первоначальной моделью 1890 года. 

Фотоаппарат располагал складывавшимся фокусировочным мехом с откидывавшейся вниз передней панелью и верхней крышкой на петлях, которая открывала доступ держателю рулона плёнки Истмана-Уолкера, на которую можно было нанести 48 изображений размером 4 на 5 дюймов. 

Улучшенная модель 1893 года включала ирисовую диафрагму, возможность использования как плёнки, так и пластин, а также базовое ложе на петлях, позволявшее выдвигать переднюю панель с выполнением движения её вниз. 

Камера «Бычий глаз» (Bull’s Eye). 1893 год. Изготовитель – Компания Boston Camera Manufacturing. Бостон, Массачусетс.

Камера “Бычий глаз” была выпущена в продажу Самюэлем Тернером и его Бостонской фирмой по производству фотоаппаратов и представляла собой простой ящик с рулонной плёнкой, снимавшей квадратные изображения размером по 3 1/2 дюйма. 

Первые модели этих камер явились пионерами в деле применения бумажной подложки для плёнки с номерами кадров, видимыми сквозь небольшое красное целлулоидное окошко, что впоследствии стало обычной характеристикой для камер с рулонной плёнкой. 

Джордж Истман, всегда обладавший нюхом на перспективные идеи, когда они попадали в его поле зрения, выставил в 1895м году на рынок похожую камеру-коробку, которую назвал Буллит (Пуля). 

В том же году вместо того, чтобы продолжать платить за патент на окошко, Истман купил компанию Тернера и право на производство камер “Бычий глаз”. Первоначально аппарат продавался за 7 с половиной долларов и каждый дополнительный картридж с плёнкой на двенадцать кадров обходился в 55 центов. Ранние модели, одна из которых представлена на нашем снимке, имели целлулоидные окошки в форме буквы D, а более поздние снабжались окном в форме О.

 

Карманный Кодак. 1895 год. Изготовитель – Компания Истман Кодак. Рочестер, шт. Нью-Йорк.



Карманные камеры были выпущены в продолжение стремления Истмана поставить фотографию на службу простому человеку и приобрели неслыханную популярность.  Они состояли из маленьких обтянутых кожей деревянных коробок, легко удерживаемых на ладони.  В них применялась как плёнка, так и пластины с производством изображений размером полтора на два дюйма. Кожа была чёрного или красного цвета и привлекательный внешне фотоаппарат продавался за 5 долларов.


Неизвестный фотограф. Девочка на стуле. Снимок сделан карманным Кодаком. Желатиновый отпечаток на бумаге. 

Photake. 1896 год. Изготовитель – Компания Chicago Camera. Чикаго, Иллинойс.

Аппарат имел четырёхдюймовый металлический корпус в виде цилиндра, напоминавший банку для кофе.

Пять сухих пластин располагались по внутренней окружности этой банки, а вращая её верхнюю часть с объективом, фотограф экспонировал следующий кадр.

Рекламируемая в качестве идеального рождественского подарка, камера паковалась в деревянную коробку с шестью сухими пластинами и химикатами с бумагой, достаточными для изготовления 12 отпечатков. 

Она стоила два с половиной доллара.

 

Складной карманный Кодак. 1897 год. Изготовитель – Компания Истман Кодак. Рочестер, шт. Нью-Йорк.

Первый аппарат из длинной череды складных карманных камер делал снимки нового формата 2 1/4 х 3 1/4 дюйма и складывался до толщины в полтора дюйма.

Чрезвычайно тонкая для того времени камера умещалась в кармане, правда, надо сказать, довольно большом. 

Её можно было возить на багажнике велосипеда в специальном футляре для переноски, продававшемся в комплекте. 

Фотоаппарат был прост в обращении, а саморегулирующаяся диафрагма была всегда наготове для производства снимка. 

Система Film Cartridge позволяла заряжать плёнку в корпус камеры при дневном свете. 

Что отличало её от последующих моделей, так это окошко объектива в виде усеченного конуса. Без плёнки аппарат стоил 10 долларов.

Великий дизайнер фотокамер


Неизвестный фотограф. Портрет Фрэнка Браунелла. Ок. 1890 г. Альбуминовый отпечаток

Истман хотел, чтобы фотоаппарат был в каждом доме и для осуществления этой мечты обратился к производителю камер Фрэнку Браунеллу, чья фирма выпускала примерно 60 разных моделей фотоаппаратов. Все они продавались фирмой Кодак с 1885 по 1902 год. Его инновационные продукты постоянно увенчивались успехом, особенно в том, что касалось серии пятидолларовых моделей.

Камера Брауни (оригинальная модель)

Но настоящий триумф Браунелла наступил в 1990 году.  Камера Брауни (Brownie) отвечала требованиям, предъявляемым Истманом к цене и показала хорошие характеристики. 

Брэйер в своей книге пишет о том, что первые пять тысяч аппаратов разошлись во мгновение ока. 

Заказов было столько, что производство не могло угнаться за спросом. 

Брэйер пишет о том, как под влиянием рекламы в таких изданиях, как Collier, The Saturday Evening Post и The Youth’s Companion, слово Кодак стало не только существительным, но и глаголом. 

Лозунг  Kodak the Children (Фотографируйте детей Кодаком) стал вездесущим глашатаем любительской фотографии. 

Камеры под этим названием заполонили мир. 

Далай Лама взял Кодак в свой тибетский дворец в 1904 году. 

Камеры кочевали по полям сражений в ходе англо-бурской войны. 

Во время Первой мировой американские пехотинцы брали с собой во французские траншеи «солдатские камеры», вмещавшиеся в карман униформы.

Истман, не очень-то склонный к изливанию похвал, описывал Браунелла как «величайшего из всех живых конструктора фотоаппаратов». 

Ходили упорные слухи, что камера Брауни названа так в его честь. 

На самом деле название аппарату дал озорной человечек, приключения и проказы которого описывал в книгах для детей Палмер Кокс.

Его фигурка, появлявшаяся в рекламе аппаратов, была призвана дать понять детям, что камера годится и для них. 

Каждый фотоаппарат продавался вместе с 54-страничным буклетом, где давались уроки фотографирования и имелись приглашения вступать в клуб Brownie Camera. 

Нацеленность рекламы на детей, как на девочек, так и на мальчиков, была умным ходом, потому что они сразу же стали выпрашивать у родителей такой замечательный подарок. 

Кроме того, сама по себе идея была блестящей. 

Истман знал, что успешные фотографы будут стремиться к обновлению парка аппаратов и, вполне вероятно, покупать новые модели камер всю жизнь.

Но он дал понять и родителям, что прибор станет развлечением для них тоже. На одной из реклам было написано: «Камера для твоего и папиного удовольствия». Родители и на самом деле охотно позволили поддаться на рекламный трюк. Снятые ими карточки приводили их на рынок снова и снова. Истман понимал, что всё то, что позволяет людям овладевать искусством фотографирования делает их более уверенными в себе и приносит им новые умения и навыки. Обучение покупателей фотографии неизбежно приведет к росту производства хороших снимков и цикл будет подпитывать себя сам. Всё это приведёт к росту продаж 15-центовых роликов плёнки на шесть кадров (и более производительных по цене повыше), что быстро сделает Джорджа Истмана одним из богатейших людей США. 


Обучались снимать, как правило, на членах семьи и всё популярнее становился «фотоальбом» как семейный архив, который только рос в психологической цене с течением времени и следованию людей по жизненному пути.

Самые первые камеры Брауни, (в основном продававшиеся в Англии), имели конструктивный недостаток в задней части. Загрузка плёнки была неудобной, и конструкция со сдвижкой была плохо подогнана. В апреле 1900 года задняя стенка корпуса подверглась переделке и сдвигавшуюся крышку заменили на крепившуюся на петлях к дну и закрепляющуюся на верхней части камеры с помощью металлического засова.

Брауни No 1, принадлежавшая Анселу Адамсу

Брауни дала рождение целой индустрии, а Истман направил всю прибыль от первых камер на исследовательские работы и в результате создал империю, выдававшую на-гора кино и рентгеновскую плёнку, цветные слайды и отпечатки, и сотни других сфер применения.

Истман постоянно использовал рекламу и продвигал свой продукт где только мог. Однако он понимал, что никакая реклама не поможет, если покупатель не подержит камеру в своих руках. 

Он осознал, что тот клиент, что возьмёт аппарат в руки, оценит его удобство и потом понесет домой стоит больше другого, того, кто увидит её где-то на картинке и заинтересуется рекламой, а потом закажет по каталогу. Он позволил дилерам брать образцы камер с собой для продажи, что позволяло Истману контролировать цены. 

Применение для изготовления прибора недорогих материалов и принцип, который Истман отстаивал перед своими распространителями – всегда иметь хоть одну камеру для продажи – позволило держать цену аппаратов доступной кошелька покупателя. 

В первый же год было отгружено более 150000 аппаратов. Это был ошеломительный успех для фирмы, которая до этого добивалась потолка в 55000 продаж камер всех моделей. Сама Брауни породила выпуск почти 200 моделей и приспособлений, что сделало имя Кодак в течение следующих 60 лет нарицательным. 

Хотя Джордж Истман всегда был преисполнен уверенности в том, что распространит цветную фотографию по всему миру, он не дожил до того момента, когда фотографы стали получать великолепные цветные фотографии с помощью плёнки Кодахром. Сражённый хронической болезнью, приносившей ему невыносимые страдания, он застрелился 14 марта 1932 года. В предсмертной записке он написал: «Друзьям – Моя работа сделана – Чего ждать?

Наследство Джорджа Истмана.


На момент своей смерти Истман входил в пятёрку главных филантропов США. Он раздал на благотворительные цели более 100 миллионов долларов (примерно 2 миллиарда по сегодняшнему курсу). Он поддерживал образование, здравоохранение и медицинские исследования, искусства и давал деньги сотням благотворительных организаций.

Фотограф Наум Эллан Любошез (1869-1925)
Джордж Истман.
Родному городу Истмана Рочестеру перепало больше всего от его благотворительных проектов. 

Университет города получил практически половину его состояния. 

Планом Джорджа было сделать его «лучшим городом для жизни и создания семьи».

Биограф Истмана Элизабет Брейер подчёркивает, что он был своего рода прирождённым гением, врождённые способности которого сочетались с неистощимым прилежанием в изменении выбранного им проекта для доведения его до идеала, соответствующего потенциалу предпринимателя.

 

Он щедро жертвовал музыкальным школам, колледжам, готовящим  дантистов и давал деньги анонимно на то, что считал важным в то время. 

Он был особенно щедр в отношении Массачусетского технологического института в Кембридже. Его дотации университету Рочестера привели к учреждению музыкальной школы Истмана и зубоврачебного центра его  имени. Вскоре после Второй мировой войны его дом был превращён в музей фотографии George Eastman House Museum of Photography.   

 


Comments