История фотографии от первых
дагерротипов до цифровых камер. Глава пятая. Фотография и слава.
Надар (Гаспар-Феликс Турнашон – 1820-1910). Поднимая фотографию на высоту искусства. 25 мая1862 г. Из серии “Воспоминания художников”. Литография.
Для того, чтобы увеличить спрос на недорогие портреты, фотографы стремились сотрудничать со знаменитостями, которые им были нужны для тиражирования портретов формата визитных карточек.
Известные люди вначале позировали бесплатно, так как им тоже
нужна была реклама. Но как только увидели, что их карточки продают тысячами,
они потребовали комиссионных с продаж и получили их.
Сами фотографы звёзд стали знаменитостями, как например Брэди в Америке. А у французов был Надар. Как и его соотечественник Дагер, он был завсегдатаем светских мероприятий и обладал связями среди художников и актёров. Бомонд валил в его студию, чтобы поболтать о том о сём, а самое главное – обессмертить себя с помощью портрета его работы. Надар даже снял Виктора Гюго на смертном ложе. Заходила в его ателье и Сара Бернар, и американец Джордж Истман.ЧЕЛОВЕК НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ
Надар был
пионером съёмки с искусственным освещением. Он спускался в катакомбы Парижа и
снимал канализацию столицы с помощью карбидных дуговых ламп. Он даже купил и
оборудовал воздушный шар, из корзины которого делал первые аэрофотосъёмки
Парижа в 1858 году.
Согласно коллекционеру Габриэлю Кромеру, эта камера принадлежала знаменитому фотографу Надару (Гаспару-Феликсу Турнашону). Изготовитель её неизвестен.
Камера Надара,
представленная в коллекции, была реечным аппаратом формата 5 на 7 дюймов с со
складным ложем и холщовым фокусировочным мехом. Для своего времени это был
фотоаппарат передовой и инновативный, идеально подходивший для съёмок
высокопоставленныой клиентуры. Складное ложе увеличивало портативность и
возможности складирования камеры. Если аппаратом не пользовались, то передняя
часть на петлях убиралась в ложе, что уменьшало габариты камеры почти
наполовину. Матерчатый фокусировочный мех становится повсеместной деталью в
камерах, будучи не таким тяжёлым, как раздвижной деревянный корпус,
использовавшийся до этого для грубой фокусировки. Мех же, выдвигавшийся на
нужное расстояние по рейке, придвигал объектив к объекту съёмки и давал резкий
фокус.
НАДАР. Альбуминовый отпечаток. ЖОРЖ САНД. Фото Надара. Ок. 1860 г.
Хотя для своего
времени фотоаппарат Надара был очень продвинутой камерой, другой аппарат
предлагал дополнительные характеристики для увеличения портативности прибора.
Камера Киннеара.
В ней использовалась конструкция, разработанная и запатентованная в 1850е годы шотландским фотографом Ч. Дж. Киннеаром.
Потом эту камеру выпускал лондонский фабрикант У. У. Роуч.
Он знал, что тяжёлые камеры представляют собой ярмо на шее полевых фотографов.
Они требовали наличия больших и тяжёлых стеклянных пластин, на которые было сложно наносить светочувствительный слой.
Мало что
можно было сделать для снижения веса пластин или упрощения нанесения слоя, но
жёсткая конструкция камеры 8 на 10 дюймов предоставляла некоторые возможности.
Киннеар спроектировал матерчатый мех, складывавшийся практически в плоскость,
что уменьшило объём камеры на 75% и принесло громадное облегчение натурным
фотографам в особенности.
МИНИАТЮРНЫЕ КАМЕРЫ
В начале 1840х гг. в Европе и Америке насчитывалось более тысячи фотографов и миллионы покупателей их продукции. Пионеры фотографии снимали в основном достопримечательности, пейзажи и портреты. Но в первые годы 1860х журналисты, врачи, администрация тюрем, юристы и представители дюжины других профессий поняли, что фотография может вмещать в себя такое количество информации, для описания которой не хватит никакого количества слов.
Карточки разных фотографов. Панель изображений на бумаге и ферротипах полученных по почте в качестве нерозданных отправлений.
За два
десятилетия фотография завоевала мир и оказала влияние на бессчетное число
человеческих жизней. Это влияние росло с каждым проходящим годом, но занятие
фотографией оставалось делом обескураживающе сложным и требовало выхода на
какое-то популярное решение. Большой шаг в этом направлении сделал Адольф Берч, создав маленькую камеру. Миниатюрная
версия его полноразмерной Chambre Automatique 1861 года выдавала круглые
изображения в два сантиметра или 1/4 дюйма в диаметре. Она продавалась в наборе
с двенадцатью пластинами, набором химикатов для нанесения светочувствительного
слоя и его обработки и красивым чемоданчиком для переноски, выполненным из
красного дерева.
Ещё одним примером отхода от привычных аппаратов с деревянным корпусом была камера-револьвер Томпсона (1862 г.) В отличие от своего предшественника Пистольграфа, её можно было держать в руке. Это был первый аппарат, который не требовал треноги. Камера была многозарядной, как и положено револьверу, то есть производила несколько кадров. В её медном цилиндре размещалась одна мокрая пластина, позволявшая делать четыре круглых карточки диаметром в дюйм каждая.
Одна из первых камер, делавших мульти-изображения на круглых пластинах. Двойное назначение 40 мм объектива Петцваля с диафрагмой f/2 позволяло переходить от функции наведения на резкость к съёмке. Для первого процесса фотограф сдвигал линзу к верху, превращая объектив в видоискатель. Для съёмки нажималась “кнопка затвора” на боку камеры и объектив после этого падал в фокусное положение позади нижнего цилиндра. Одновременно с полным падением объектива срабатывал затвор и осуществлялась съёмка. Вместе со своими предшественницами – стереокамерой и камерой визитных карточек, а также камерой с повторением, миниатюрный аппарат Берча и револьвер проложили дорогу эволюции фотоаппарата. По мере того, как расширялась сфера применения фотографии и увеличивалось число участников фотопроцесса, множились и идеи, касавшиеся конструкции и функций приборов, делающих фотокарточки.
Мокропластинчатая камера Льюиса (ок. 1862 г.)
Она
изготавливалась нью-йоркской фирмой Г. Дж. Льюиса и была типичной
представительницей фотоаппаратуры времен Гражданской войны в США.
Фокусировочный мех аппарата располагался за первым отделением корпуса. Камера делала две картинки 3 1/4 х 4 1/2 дюйма на мокрых пластинах размером 4 1/2 на 6 1/2. Большой короб позади камеры использовался для размещения пластин. Отделка корпуса камеры покрылась приятной глазу патиной, образовавшейся как от времени, так и от частого использования, что было свидетельством того, что камера служила долго, как добрая рабочая лошадка. Изготовитель и сам прибор были напрямую связаны родственными связями с У. У. и Г. Льюисами и их дагерротипными аппаратами. Генри Джеймс Льюис был вторым сыном Уильяма и младшим братом Уильяма Г. По своему стилю камера является прямым потомком дагерротипного аппарата с сохранением замка ложа из литого чугуна.
Аппарат Дуброни Номер 1. Ок. 1864 г.
Практичный аппарат был сконструирован французским изобретателем и любителем анаграм Жюлем Бурденом (1839-93). Он переставил буквы своей фамилии и дал изобретенной им камере название “Дуброни”, запатентовав её в 1864 году. Изображение проявлялось внутри камеры, положив в теории начало первому коммерчески успешному процессу “мгновенной фотографии”.
При использовании камеры Дуброни фотограф покрывал пластину коллодием и вставлял в аппарат. Затем наклонял корпус прибора назад и осторожно разбрызгивал пипеткой, вставлявшейся в верх, раствор нитрата серебра над пластиной.После съёмки излишки нитрата снимались, пластина проявлялась и фиксировалась в своей стеклянной оболочке.
Глядя сквозь большое жёлтое окно на задней поверхности камеры, светописец следил за проявкой и останавливал её, когда считал, что изображение проявлено в достаточной. и изъятии из камеры мокрой пластины он получал полностью проявленный негатив
Идея проявлять изображение в том же аппарате, который его снял, обычно описываемая как внутри камерный процесс, ведет начало с первых шагов фотографии. Первая камера такого рода, продававшаяся партиями, была представлена Жюлем Бурденом, о котором мы говорили выше.
Она продавалась в комплекте с принадлежностями, который включал всё необходимое для производства изображения внутри камеры. В комплект входил сам аппарат с небольшим корпусом со стеклянным или керамическим контейнером внутри него. На стеклянную пластину, загружаемую в камеру, в процессе изготовления изображения наносился слой иодистого коллодия. Затем с помощью пипетки сквозь отверстие на верхней части корпуса, на неё наносился пипеткой нитрат серебра, что делало пластину светочувствительной. После экспонирования пластину оставляли в камере и наносили на ней с помощью второй пипетки проявитель. Этот процесс контролировался сквозь стеклянное оконце, расположенное на задней стенке камеры. По окончании проявки раствор высасывался пипеткой. После чего пластина промывалась водой и вынималась из камеры для фиксирования изображения и повторной промывки. В завершение процесса негатив был готов для печати.
Comments