История фотографии. Глава 7. Камера уменьшается в размерах.

 

История фотографии от первых дагерротипов до цифровых камер. Глава 7. Камера уменьшается в размерах.


Инновации, привнесенные внедрением сухих пластин, означали придание нового направления конструкторам камер. Публика больше не хотела ходить с тяжелыми неповоротливыми камерами. Как только стало возможным держать фотоаппарат в руках и оставить дома штатив, рынок камер расцвёл. Они не были больше доступны исключительно профессионалам и продвинутым любителям. Маленькие, цепляющие глаз камеры, часто причудливой формы, стали покупать люди, которые до этого и не думали заниматься фотографированием.

Инстанограф (1/4 пластины). Ок. 1882 г. Ланкастер и сын, Бирмингем, Англия.

На этом раннем примере камеры Инстанограф Ланкастера мы видим, что подвижная панель с объективом закрепляется снизу с помощью винтов. Крепление было эффективным, но мешало аппарату стоять ровно на горизонтальной поверхности.

Всё изменилось в 1886 году, когда камеру перепроектировали на складывающийся вариант.

Она была снабжена круглым передним затвором, обепечивающим разные скорости выдержки с помощью регулируемой пружины.

Ручка позади камеры приводила в движение червячную передачу фокусировки. Камера стала очень популярный благодаря компактности и качеству. В рекламе 1907 года Ланкастер утверждал, что было изготовлено более 150 000 аппаратов, продававшихся по цене в 22 фунта стерлингов.


"Академия номер 1". Ок. 1882. Марлон и Ко Лимитед. Лондон. Англия.

Качественный конечный продукт, низкая стоимость и экономия времени, привнесенные сухими пластинами - всё это привело к росту спроса на фотоаппараты со стороны массы фотографов-любителей, и фирма Марлон смогла извлечь свою выгоду из этой популярности. Их серия компактных камер "Академия" была снабжена съёмными магазинами, имевшими свой отсек для каждой из дюжины пластин. Реечный механизм позволял фотографу подводить пластину к определенному положению, с которого она падала в нужную позицию при переворачивании камеры. При нажатии кнопки круглый затвор экспонировал пластину, которая после этого возвращалась в свой отсек посредством управления ручкой, расположенной на задней стороне. Магазин после этого индексировался на следующую пластину и так пока все 12 пластин не экспонировались. Этот аппарат снимал на 1 1/4 дюймовые пластины. Фокусировка производилась на матовое стекло, и для неё применялись отдельные линзы, располагавшиеся поверх объектива, при этом оба устройства регулировались другим реечным механизмом. Скорость затвора регулировалась пружиной, и камера продавалась в комплекте со всем необходимым для проявки и печати фотографий. Всё входило в изящный ящичек красного дерева. В 1884 году этот набор стоил 6 фунтов 10 пенсов.

Карманный фото-револьвер. Е. Анжальбер. Париж. Франция. ок. 1882 г.

Карманный револьвер, изготовленный в Париже Э. Анжальбером не только выглядел как пистолет, но и работал точно так же. 

Патроны в виде десяти сухих пластин размером 20 х 20 мм вставлялись в цилиндр и экспонировались через перископный 70мм объектив с диафрагмой f/10, находившийся внутри никелированного медного ствола. 

Затвор запускался, естественно, спусковым крючком "револьвера". После каждого "выстрела" фотограф проворачивал барабан наполовину с помощью курка на задней части пистолета и слушал, когда раздастся щелчок, указывающий на то, что, что экспонированная пластина упала в камеру хранения. Завершение вращения барабана ставило на место за объективом новую пластину. Видоискателя у револьвера не было и наведение на цель производилось с помощью мушки.


Слева: рисунок неизвестного художника 1883 года, показывающий фотопистолет в разрезе.

Фото-бинокль. 1867. Геме и Алкер. Париж.

Изготовитель - французская фирма Геме и Алкер представила в 1867 году свой аппарат Jumelle, что по-французски означает "бинокль", известный англичанам под названием Фото-бинокуляр.

Фотоаппарат крепился к одному из окуляров бинокля, а в другом находится видоискатель. 

Съёмный барабан содержал до 50 сухих коллодиевых пластин каждая размером 4 х 4 см. 

После экспозиции одной пластины аппарат переворачивается, и наборный механизм проворачивается для зарядки следующей.

Фото-бинокуляр называли детективной камерой, так как при снятом барабане фотограф, казалось, смотрит через обычный бинокль, а не снимает.

Барабан можно было носить на плечевом ремне и в этом случае он напоминал что-то вроде походной фляжки.

Phototui-Jumelle. Ок. 1893 Франк-Валери, Париж.


Ещё один пример детективной камеры, полностью скрываемой в футляре в сложенном виде. Футляр один к одному напоминал тот, что используется для переноски бинокля. Камера раскрывалась наподобие раковины и в неё вставлялась светочувствительная пластина. Пластины были двух размеров: 9 х 12 см и 13 х 18 см. Аппарат стоил 180 швейцарских франков.

Kauffer Photo-Sac à main. Ок. 1895 г. Шарль Алибер, Париж.


Хотя прибор и нельзя отнести собственно к разряду детективных камер, этот фотоаппарат в виде дамской сумочки был скрыт внутри деревянного обтянутого кожей ящика, напоминавшего элегантную дамскую сумочку. Кожаный фокусировочный мех крепился на четырёх кронштейнах. Заднее отделение было достаточно вместительным для того, чтобы в нём расположились три двойных сухих пластины размером 9 х 12 см вместе со спинкой матового стекла.

Steno-Jumelle. Ок. 1895 г. Л. Жу и Ко. Париж.

В конце 19го века во Франции широко распространились камеры, включавшие в название слово jumelle, означавшее близнецов и, по аналогии, бинокли. 

Как правило они были клиновидной формы, снабжались двумя объективами и походили на театральные бинокли. 

Какие-то из них были стерео-камерами, а в других один объектив служил видоискателем, а другой был собственно съёмочным объективом. 

Аппарат Steno-Jumelle, изготовленный фирмой Л. Жу и Ко представлял собой одну из разновидностей таких камер. 

Алюминиевый ящик клиновидной формы покрытый тиснёной кожей с видоискателем Ньютона снимал на пластины, сменяемые по принципу "тяни-толкай", загружённые в плоский магазин. В него входило 12 пластин размером 9 х 12 см и камера работала с анастигматическим объективом Герца и имела затвор-гильотину.

Pocket Kozy (оригинальная модель). Ок. 1897 г. Коузи Камера Компани, Бостон, Массачусетс.

 


 
Эта камера отличалась от традиционных складных камер с самозакрывающимся футляром. Вместо использования традиционной конструкции на манер кровати-раскладушки, Хирам А. Бенедикт создал инновационный продукт в виде аппарата, раскрывающегося как книга с фокусировочным мехом из красной кожи похожим на книжные страницы. Со временем были произведены три версии камеры, но та, что вы видите на иллюстрации, является первой моделью и на сегодня в мире сохранилось не больше десятка таких аппаратов. Первая модель имела плоский перед и раскрывалась мехом, ориентированным в сторону задника камеры, а объектив и затвор находились на "корешке" книги. Во второй и третьей версии мех располагался на боковой стороне, а объектив на изогнутой фронтальной грани. Все версии давали от 12 до18 кадров размером 3 1/2 на 3 1/2 дюйма на рулонную плёнку. В 1897 году аппарат стоил 10 долларов и его можно было купить в рассрочку. Бенедикт рассчитывал продать 100 000 штук, но можно смело предположить, что цели не достиг.

Фото-книжка (Photo-Livre). Ок. 1888. Х. Макенштайн. Париж.

Рудольф Крюгенер, фотограф, живший в Германии в 19 веке, запатентовал несколько изобретений, связанных с камерами. 

В 1888 году он представил вниманию публики Taschenbuch - ящечную камеру, замаскированную под небольшую книгу. 

Сами по себе камеры-книжки не были чем-то новым, но в аппарате Крюгенера использовался оригинальный механизм смены сухих пластин размером 4 х 4 см в магазине на 24 экспозиции. 

Для продажи в разных странах Taschenbuch носила разные названия и Photo-Livre изготавливалась для продажи во Франции парижской фирмой Макенштайна. 65мм объектив с диафрагмой f/12 был спрятан в "корешок" книги, а затвор спускался с помощью пружин, расположенных по обеим сторонам книги. Видоискателя не было, потому что он раскрыл бы всю хитрость маскировки под книгу. Другие производители продолжали делать камеры в форме книжек, но уже с использованием рулонной плёнки и даже картриджей 110 Pocket Instamatic, цифровую версию которой мы увидим много позже.

Пистолеты для детективов

Досужие последователи доктора Фрейда давно прожужжали уши по поводу сходства оружейной и фотографической терминологий. Плёнка заряжалась в аппарат, камерой целились, затвор взводился и спускался. Предметы и модели "расстреливались" (аналогия годится только для английского, где "shot" означает и съёмку кадра и выстрел - прим. перев.) или "ловились" в объектив. Английский термин snapshot (моментальный снимок) был аналогией выстрела охотника по внезапно появившейся птице или зверю. К тому же сама камера по дизайну наводила некоторых конструкторов наипроектирование моделей, сходстных с огнестрельным оружием.

Многие из таких фотоаппаратов получили название детективных камер. Вначале этот термин вольно применялся к тем приборам, что не требовали никакой настройки для съёмки карточки. Порой этот ярлых вешался и на простые камеры, которыми удобно было пользоваться для съёмки ничего не подозревающих людей. Появились камеры, сконструиованные как коробка с подарком или книга, а то и стопка книг.

Трёхкнижная камера компании Сковилл и Адамс. 1892 год.


Этот фотоаппарат, замаскированный под стопку учебников является редчайшим образцом "детективных" камер, спрятанных в томиках под заглавиями: "Латынь", "Французский" и "Тени". Книжки скреплялись кожаным ремешком, предназначавшимся для переноски камеры. Для осуществления съёмки требовался ряд манипуляций, типа открытия окошка на стороне одной из обложек и размещения томиков в непривычном для книг положении корешками вверх. В розницу камера продавалась за 25 долларов.

Фото-галстук. 1890 год. Эдмунд и Леон Блош, Париж, Франция

Он был разработан конструктором Блошем из Парижа и скрывал миниатюрную камеру под вполне невинно выглядящим предметом мужского туалета, широко распространенного в 1890е годы. 

Корпус полностью медной камеры был толщиной всего в 7 мм, но содержал шесть сухих пластин, разместившихся в держателях, прикрепленных к тонкой конвейерной цепочке. 

Небольшой выступ на камере выходил наружу в виде пуговицы на рубашке. С его помощью осуществлялось движение пластин по эллипсу. Они экспонировались через объектив с фокусным расстоянием 25 мм с отверстием диафрагмы f/16, выводимым на поверхность галстука и замаскированным под булавку с драгоценным камнем. Для экспонирования применялась резиновая груша на трубке. Фотограф сам вычислял необходимое время выдержки в зависимости от условий освещенности, держа грушу нажатой и, следовательно, дифрагму открытой. На англоязычных рынках продукт был известен как Detective Photo Scarf (Фото-шарф детектива) и в 1891 году он стоил 21 доллар. Дополнительные шарфы разной расцветки и рисунка продавались отдельно.

Бумажник для кармана куртки (Vest Pocket Ensign). Ок. 1925. Хутон-Батчер Лтд. Лондон, Англия

Скрытые камеры и фотоаппараты, изготовленные под другие предметы всегда интриговали публику.

Камеры-сумки появились ещё в 19 веке одноврменно с изобретением сухих пластин и в викторианскую экоху имели вид пухлых саквояжей. 

К тому времени, как лондонец Самюэл Аспис запатентовал свою "комбинацию сумочки и складной фотографической камеры" в 1928 году, плёночные камеры, вмещавшиеся в карман курток и пальто находились на пике популярности. 

Свою версию Аспис сделал, отталкиваясь от дизайна аппарата Vest Pocket Ensign, который был настолько плоским, что сходил за обыкновенный кожаный бумажник. Для съёмок отстегивался язычок на боку бумажника и выдвигалась замаскированная под зеркальце панель, которую нужно было затем защёлкнуть на кронштейнах, после чего аппарат был готов к съёмке на рулон плёнки в 127 кадров. Металлические пластины бумажника обеспечивали стабильность аппарата, который не предназначался для быстрой тайной съёмки, так как камеру надо было для неё подготовить, зато она всегда была под рукой. Надо полагать, что дамы той эпохи подбирали туфли и серьги в тон такому ридикюльчику.

Патентованная детективная камера Шмидта (улучшенная модель). Ок. 1883 г. Э и Х.Т. Энтони и Компания, Нью Йорк.

Запатентованный в 1883 года, этот ручной аппарат был первой камерой, произведенной в промышленных количествах в США. 

Его малые размеры, бесшумная работа и "мгновенные" съёмки положили начало концепции детективной камеры. 

Надобность в донном зеркале в качестве видоискателя снималась благодаря наличию фокусировочного регистра и указателя для установки расстояния до объекта съёмки. 

Но такое зеркало всё же использовалось для калибровки масштаба. 

Эта "вторая версия" снабжена медной рукояткой и имеет держатель для рулонной плёнки от Истман-Уолкера, вручную подогнанный под размеры 3 1/2 х 4 1/4 дюйма. Цена в 1891 году варьировалась от 55 до 77 долларов в зависимости от набора объективов.

Безусловно, изготовители и продавцы этих маленьких камер намеревались эксплуатировать возрастающую популярность детективных персонажей типа Шерлока Холмса, с которым познакомил читателей Артур Конан Дойль в 1887 году.

Тропическая камера Надара "Экспресс детектив". Ок. 1888 г. Поль Надар, Париж.

На первый взгляд этот аппарат не очень сильно отличается от других "детективных" камер, представленных на рынке 1880х годов, однако при ближайшем рассмотрении обнаруживаются необычные детали. 

Хотя сухие пластины по-прежнему являлись излюбленным средством для экспонирования на них изображения для конструкторов, разрабатывавших детективные камеры, Поль Надар (1856-1939), сын знаменитого французского портретиста, внедрил рулон плёнки размером 3 1/2 дюйма от американских производителей Истмана и Уолкера в камеру "Express Détective". 

Каждая кассета пленки позволяла делать 48 кадров. При фокусировке объектива Steinheil Gruppen Antiplanat в 150 мм при диафрагме f/6.8 с помощью уже немного к тому времени устаревшей технологии "корпус в корпусе" использовался усовершенствованный реечный механизм. Затвором служил секторный пружинный механизм, контролировавшийся изменением давления фрикционного башмачка при повороте затвора. Камера выпускалась либо в корпусе из полированого дерева, либо обитой кожей.

Детективная камера "Демон". Ок. 1889 г. Америкэн Камера Компани, Лондон.


Аппарат был изобретен Уолтером О Рейли и штамповался из никелированных пластин с задней частью выполненной с помощью весьма декоративной гравировки. Передняя часть исполнялась в форме воронки, заканчивающейся ахроматическими дублетными линзами и простым флажковым затвором. Круглое изображение делалось мгновенно на одну сухую пластину. Видоискатель для наведения на объект съёмки отсутствовал, а замена пластины происходила через нижнюю створку аппарата. В рекламе второй увеличенной модели говорилось, что первая модель меньшего размера разошлась в количестве 100 000 экзэмпляров в течение года. Она стоила 5 шиллингов с пластинами и химикатами.

Камера Tom Thumb. Ок. 1889 г. изг. Макс Юруик. Джерси Сити. Нью Джерси.


Эта камера попадает в категорию детективных и была замаскирована под чемоданчик.                                                                                                                                                          Её можно было и извлечь из ящика и использовать как обыкновенную ручную камеру.                                                                                                                                            Изобрёл её Джеймс Форд, а изготовил Макс Юруик из Нью Джерси.                                                                                                                                                                                      Ранние версии маркировались как Tom Thumb Camera Форда.                                                                                                                                                                                             Она работала с сухими пластинами и давала квадратные изображения 2 1/2 дюйма. 

Снимок можно было сделать и круглым, вставив круговую маску.

Камера с ложным углом съёмки. Ок. 1901. Компания Фалмер и Швинг. Нью-Йорк.



Во время появления камеры публика находилась под влиянием новизны фотографий, снятых украдкой, когда люди не позировали больше перед объективом, а были застигнуты в различных жизненных ситуациях. 

Отсюда - популярность так называемых "детективных" камер и фотоаппаратов с "ложным углом" съёмки. Последние проектировались с таким расчётом, чтобы походить на стереокамеру с парными линзами, в то время как на боковой её стороне монтировался незаметный маленький объектив, снимавший под углом в девяносто градусов по отношению к направлению двух стерео объективов. Именно этот объектив производил настоящую картинку. Камера с линзой Rapid Rectilinear стоила в 1904 году 67 долларов.

Реклама в нижней части буклета гласила:

Эта камера является детективной в любом смысле слова и была сконструирована, чтобы походить на обычный стерео аппарат, но фотографировать объекты под прямым углом по отношению к предполагаемому направлению съёмки.

Она снабжена двойными объективами с обычными линзами и затвором и отдельным объективом, в котором объект съёмки отражается в натуральную величину на фокусировочном экране.

Камера предоставляет несравнимые ни с какой другой возможности детективной съёмки. Она была скрупулёзно сконструирована и расположена в корпусе из тщательно отобранных сортов высушенного красного дерева и обита чёрной зернистой кожей.

На передней стороне аппарата смонтированы две декоративных линзы, а сзади расположен видоискатель, в который фотограф смотрит, якобы снимая объект прямо перед ним.

Реечный фокусировочный механизм скрыт в корпусе камеры за исключением маленького фокусировочного рычажка, управляемого снаружи большим пальцем.

Указатель на этом рычажке служит указательным пальцем на градуированной фокусировочной шкале дляь наведения на резкость без использования фокусировочного экрана.

Передняя панель камеры, закрепленная на петлях, открывается для смены объектива или его чистки.

Два квадратных отверстия проделаны на передней панели и через них производится съёмка.

Детективные камеры располагались в рукоятке трости, в книгах, где было прорезаны отверстия для них, в шляпах-котелках, в подарочных упаковках и биноклях. Если существовала возможность поместить миниатюрную камеру в обычный предмет, то обязательно находился и производитель, готовый это сделать.

Металлическая миниатюрная камера. Ок. 1884. Марион и Ко Лтд. Лондон.

В 1880х годах лондонская фирма Марион рекламировала металлическую миниатюрную камеру, которую "легко носить в кармане" одежды той эпохи. 

Доступность сухих пластин сильно упростила процесс фотографии и изготовители откликнулись на это изготовлением миниатюрных камер. 

Этот фотоаппарат делался в штампованном металлическом корпусе с задней дверкой, реечным механизмом фокусировки и медным затвором, работающим под влиянием земного притяжения при нажатии спускового рычажка. 

Для фокусировки 55мм объектива Петцваля с диафрагмой f/5.6 использовалось донное зеркало и небольшая кнопка на стволе объектива служила для спуски затвора. 

Двухдюймовые сухие пластины можно было проявлять и печатать с них карточки с помощью оборудования и химикатов, входивших в комплект аппарата, продававшийся за 5:10 фунтов в лакированном ящичке из ореха.

Бен Акиба. Ок. 1903 г. А. Леман. Берлин, Германия.



Камеры прятались практически во все модные аксессуары и предметы одежды, от бумажников до шляп, которые скорее можно было найти в других магазинах, нежели в тех, что торговали фото принадлежностями. 

В этом конкретном случае мы видим камеру, скрытую в рукоятке трости - атрибуте каждого настоящего джентльмена. Аппарат Бен Акиба, запатентованный Эмилем Кронке и выпускаемый А. Леманом (оба они немцы) имел в размере 1,3 х 2,5 см и снимал на рулонную плёнку. 

Принимая во внимание малые размеры и качество эмульсии того времени, рассчитывать на высокое качество фотографий не приходилось, и камера скорее относилась к разряду курьёзных новшеств. С другой стороны, возможно, такая трость служила ответом на вопрос рубежа столетий о том, что можно подарить пресыщенному щёголю, у которого уже всё есть.

Патентованная камеры-часы Ланкастера. 1886 год. Бирмингем, Англия

Более простыми в изготовлении были камеры в виде часов, введенные в обиход в 1886 году английской фирмой Дж. Ланкастер и сын из Бирмингема. 

Аппарат выпускался как в версии для мужчин, так и для женщин. 

Камера джентльмена давала изображение в 1.5 дюйма на два, а фотоаппарат леди производил снимок меньшего размера, 1 на 1,5 дюйма. 

Использовавшийся с миниатюрными сухими пластинами фотоаппарат имел тот недостаток, что снимал лишь один кадр за раз. Для того, чтобы снять экспонированную пластину и зарядить новую, нужно было идти в тёмное место после каждого снимка. Правда можно было использовать светонепроницаемую муфту-рукав, но всё надо было делать внутри её на ощупь.


Изобретение Ланкастера представляло из себя складной фокусировочный металлический мех в форме конуса. При открытии крышки часов, пружина толкала вперед последовательность уменьшающихся в размере колец-цилиндров. Такой механизм обеспечивал хорошую резкость тем, что объектив отодвигался от корпуса камеры.

Детективная камера Тисделла и Уитсли. Нью-Йорк, 1887.

Настоящие детективные камеры конструировались таким образом, чтобы глядя на предмет было трудно подумать, что это фотоаппарат и можно было усыпить бдительность снимаемого. 

Детективный аппарат ньюйоркцев Тисделла и Уитсли превосходно подходил для этой цели. 

Снимать им можно было, совершенно не вызывая подозрений. Прибор выглядел обычным ящиком, возможно похожим на кофр для переноски камеры, что так и было в сущности. 

Однако вместо того, чтобы ящик открыть и камеру из него извлечь, "детектив" нацеливал сам корпус на снимаемого и наводил на резкость с помошью видоискателя, скрытого под ручкой контейнера. 

Когда подозреваемый оказывался в камере, открывалась крышка на боку фотоаппарата, открывая объектив, а крышка ящика на короткое время приподнималась для взведения затвора. Её закрытие задействовало затвор. Такой аппарат был у Альфреда Стиглица.

Скрытая жилетная камера номер два. 1888. С. П. Стирн, Нью-Йорк.

Возможность разгуливать со скрытой на теле камерой стала сразу же привлекать фотографов. Судя по масштабам продаж запатентованной скрытой жилетной камеры Стирна в 1880е годы многие фотографы были непрочь заплатить 20 долларов за аппарат размером в 7 дюймов в диаметре. Жилетная камера как таковая была изобретена американцем Р.Д. Греем и произведена в Нью-Йорке компанией Вестерн Электрик, а затем её выпустил С.П. Стирн, брат которого, берлинец Рудольф Стим, внёс несколько дополнительных усовершенствований в её конструкцию. Камера носилась на груди фотографа с помощью шнурка, перекинутого через шею. Объектив и кнопка поворота диска выглядывали наружу через пуговичные отверстия, а затвор спускался с помощью пружины, прикрепленной к стержню на нижней части медного корпуса. Диск с шестью круглыми сухими пластинами загружался в круглый же магазин на шесть кадров через дверцу, открывавшуюся на манер створки раковины моллюска. Загрузку, точно так же, как и извлечение диска следовало производить в темноте. В комплект входил деревянный ящик для переноски аппарата и пластина с резьбой под штатив. Переднюю дверь можно было открыть и производить съёмку с помощью пружины.




 

Comments